Худей 12

Николай Долгин — об американском актере, который не так прост, как кажется

худей 12

Лицо в толпе: почему Мэтт Дэймон близок зрителям

8 сентября Мэтту Дэймону исполняется 50 лет. Со стороны может показаться, что актер выглядит как ваш собутыльник в баре или сосед по лестничной площадке, который с легкостью затеряется в людском потоке. Однако неприметная внешность обманчива: Дэймон — суперзвезда и один из самых кассовых лицедеев современности. Обывательский и приземленный типаж позволяет ему изображать простых хороших парней, с которыми зритель с готовностью себя ассоциирует.

Дэймон охотно поддерживает этот образ и в повседневности. Он искренне сочувствует папарацци, выжидающим в кустах под окнами его дома, чтобы сделать очередной скучный снимок рядового семьянина, отца четырех дочек. Мэтт убежден, что чем меньше любители кино знают о его жизни, тем лучше. Актеру надлежит быть загадочным и способным удивлять вне сложившихся вокруг него стереотипов. Ширма приватности позволяет ему более творчески подходить к своему ремеслу. Часто на экране изображаемые Мэттом доброжелательные рубахи-парни имеют скрытую, темную сторону.

Живет такой парень

К успеху Дэймон пришел неординарным образом. С юных лет он понял, что актерство — это его страсть, однако все близкие и знакомые отговаривали его от подобного выбора профессии. Теперь добряк Мэтт и сам всем начинающим исполнителям советует, чтобы они ни в коем случае даже не пытались связываться с кино, ибо у них ничего не выйдет. В идеале такое предостережение должно не обескураживать, а воспитывать характер. По мнению Дэймона, лицедею необходима непоколебимая уверенность в своих силах, чтобы идти наперекор всеобщему скепсису и добиваться своих целей, несмотря на бесконечные отказы.

Еще в детстве Мэтт приходил на пробы, смотрел на ноющих вокруг ребятишек, жаловавшихся родителям на свою участь, и думал про себя, что размажет этих сопляков. В молодости он получал роли в кино, но прорыва в его карьере никак не намечалось. В какой-то момент Дэймон и его лучший друг юности Бен Аффлек устали от разочарований на кастингах и решили взять дело в свои руки. Раз им не давали желаемых партий, значит, нужно было создать их самостоятельно. Товарищи написали сценарий к фильму «Умница Уилл Хантинг» про математического гения из рабочего класса и сами же в нем сыграли. Киноакадемия отметила их драматургический талант «Оскаром», а 27-летний Дэймон удостоился еще и номинации за свое попадание в образ.

Именно тогда сложилась традиция давать Дэймону партии простых парней (иногда с незаурядными умственными способностями). Его карьера устремилась ввысь — талант Мэтта заметил Стивен Спилберг и пригласил на титульную роль в «Спасти рядового Райана» (1998). В меру слащавый вид актера вполне позволял ему стать звездой ромкомов — ловушка, в которую угодили многие его коллеги, — но он с самого начала не боялся экспериментировать. В «Талантливом мистере Рипли» (1999) он отменно сыграл мошенника и убийцу, который похищает чужие личности.

На протяжении своего творческого пути Дэймон всегда проявлял готовность стратегически разнообразить свое портфолио ролями злодеев. Такие персонажи контрастировали с фигурой пай-мальчика, которым его воспринимала публика. Нередко эти преображения становились украшениями его фильмографии. «Отступники» (2006) — одна из самых запутанных картин в истории, потому что режиссер Мартин Скорсезе набрал трех актеров с похожими чертами лица (Ди Каприо, Дэймона и Марка Уолберга).

Неподготовленным зрителям было трудно разобраться, кто есть кто, но остальные оценили, как убедительно Мэтт изобразил коррумпированного копа. С неприглядной стороны его персонажи так же проявляли себя в «Интерстелларе» (2014) и «Субурбиконе» (2017). В конце концов, актер похож на обычного человека, а у обычных людей есть пороки. Для Дэймона эти редкие вылазки на темную сторону подобны глотку свежего воздуха. Он не может нарадоваться, что ему не приходится делать один и тот же фильм снова и снова — каждый раз пробует что-то новое.

Кто на свете всех худей, мускулистей и жирней

Своим самым сильным качеством Дэймон называет трудолюбие. Если роль требует жертв, он за милую душу сгоняет с себя семь потов и еще больше килограммов (или набирает). До безумств Кристиана Бэйла он, конечно, не доходит, но зато он практиковал подобные метаморфозы задолго до того, как это стало модным.

В «Мужестве в бою» (1996), одной из своих ранних картин, Мэтт играл солдата, подсевшего на героин. Во имя художественной правды он скинул 23 кг со своих 86 за три месяца. Для этого он бегал по 21 км в день, ел только куриную грудку и выпивал по шесть кружек кофе в день, просто чтобы не валиться с ног. Потом бедняге пришлось год лечить надпочечник и еще столько же набирать форму.

Самой приятной оказалась подготовка к «Информатору!» (2009), где от Мэтта требовалось наесть 13,5 кг жировой прослойки. На несколько недель он поселился в «Макдоналдс», где устраивал гастрономические оргии с чипсами и пивом. Счастливчик с нежностью вспоминает этот райский период.

Джордж Клуни страшно переживал, что Дэймон заявится на площадку «Субурбикона» с раскачанным телом — ведь для перевоплощений в супершпиона Джейсона Борна он регулярно покрывался мускулами с головы до ног. Режиссер зря боялся. Актер героически раздобрел для роли главы семейства 1950-х годов — таким образом он хотел уважить своего ширококостного дедушку.

Впрочем, теперь Дэймон с Бэйлом на пару призывают общественность прекратить воспевать такие актерские трансформации. Лицедеи попросту гробят свое здоровье, что нельзя оправдать никакой преданностью ремеслу. Для погружения в образ есть менее радикальные методы — например, опираться на свой талант.

Кстати, в фильмах про Борна Мэтт вдавался и в другую крайность: старался сам исполнять большинство трюков, из-за чего ходил весь в синяках и ссадинах. Правда, самые опасные эскапады он все же оставлял на откуп каскадерам и Тому Крузу.

Что ждет впереди

Как и всякий умный актер, Дэймон чередует блокбастеры с более спокойными и маленькими независимыми постановками. Ему повезло найти себе сразу два прибыльных франчайза: криминальные аферы про Оушена, чье количество друзей все время меняется, и про Борна, американскую альтернативу Джеймсу Бонду. Его шпионская эпопея собрала $1,6 миллиарда — половину от всех денег, заработанных фильмами Мэтта за всю его карьеру. С такими показателями некритичен даже отказ актера от съемок в «Аватаре» из-за загруженности (хотя для Мэтта это трагедия — Джеймс Кэмерон обещал ему 10% от сборов, которые составили $2,7 миллиарда).

При всем разнообразии его репертуара актер нечасто заглядывает в комедии, а зря — «Догма» (1999) не даст соврать. Он умеет быть смешным в кадре — достаточно посмотреть того же «Марсианина» (2015). Из завязки про потерянного на враждебной планете человека могла бы получиться тоскливая экзистенциальная драма, но герой решает все проблемы с юмором и оптимизмом.

Последующие несколько лет в карьере Дэймона прошли под знаменем простоя и провалов, которые прервались на триумфальной драме «Ford против Ferrari» (2019), где он вновь отыграл славного и простого мужика.

Мэтт считает, что на экране важно быть не просто настоящим и правдоподобным, но и интересным. Его стиль сдержан и уравновешен — полная противоположность сумасбродной экспрессии условного Джонни Деппа. Дэймон растворяется в своих персонажах без шума и суеты. Он способен намекнуть на их внутреннюю сложность и изображать скрытые эмоции без всякой показухи. В Голливуде обычно ценят большую претенциозность, но даже без выпендрежа Мэтт заработал четыре актерских номинации на «Оскара».

Есть надежда, что впредь дела у Дэймона пойдут на лад, тем более что в 2021 году намечается знаменательное событие. Актер не просто воссоединится со своим лучшим другом Аффлеком на экране в «Последней дуэли» — дуэт решил тряхнуть стариной и написать совместный сценарий, второй со времен «Умницы Уилла Хантинга». В нелегком деле им помогла номинированная на «Оскара» Николь Холофсенер, а ставит историческую драму сам Ридли Скотт. При выборе проекта Дэймон считает самым важным мастерство режиссера, поскольку посредственность во главе загубит даже достойный материал. Со Скоттом столь печальный исход нам точно не грозит.

Что смотреть у Мэтта Дэймона:

Диета при демпинг-синдроме

Демпинг-синдром — это симптомокомплекс, наблюдающийся у больных, перенесших операцию на же­лудке, возникающий непосредственно после еды и имею­щий довольно характерные субъективные и объективные признаки: слабость, покраснение лица, головокружение, иногда обморочное состояние, тахикардия, боли в верхних отделах живота и т. д.

Причины демпинг-синдрома

Демпинг-синдром может появиться в любое время после оперативного вмешательства, но чаще всего отмечается в ранние сроки после операции. Демпинг-синдром возникает обычно после частичной резекции желудка и значительно реже после гастроэктомии. Особенно часто это осложнение имеет место после операций, произведенных в модифика­ции Бильрот-Н.

В последнее время большое распространение получила осмотическая теория. Ряд проявлений демпинг-синдрома стали объяснять растяжением тощей кишки, которое происходит в ответ на быстрое поступление пищевых масс с последую­щим их разбавлением жидкостью, привлекающейся в про­свет кишечника по законам осмоса. Естественно, что кли­ническая картина будет более демонстративной при поступлении в тонкую кишку гипертонических растворов, вызывающих неизменно осмотический эффект (сахар, элек­тролиты, белковые гидролизаты). Симптомы растяжения то­щей кишки (боль, тошнота, рвота) наступают обычно через 10—30 минут после еды и могут длиться в течение часа.

Однако весь сложный процесс демпинг-синдрома нельзя объяснить одним растяжением кишечника и наступающей в связи с этим редукцией плазмы крови. Следует уделять внимание и другой группе симптомов демпинг-синдрома, носящей вазомоторный характер. Эго — появляющиеся по­сле или во время еды чувство жара, потливость, сердце­биение, головокружение, доходящее иногда до обморочного состояния, приступы резкой слабости, непреодолимое желание лечь. Объективно отмечается изменение частоты пульса, артериального давления и т. д. Симптомы держатся 30—45 минут, постепенно стихая.

Многие авторы связывают возникновение демпинг-синдрома с различными биологически активными веществами — серотонином, гистамином и др. Однако данные о значении серотонина в развитии демпинг-синдрома весьма противо­речивы. Имеется предположение о том, что серотонин яв­ляется лишь звеном в сложной цепи возникновения дем­пинговой реакции. До настоящего времени нет единой точки зрения на патогенез демпинг-синдрома. Это говорит прежде всего о его сложности, так как ни одна из предложенных теорий не объясняет всего многообразия проявлений демпинг-синдро­ма, отражая лишь отдельные его звенья. Видимо, наиболее обоснованы осмотическая и нервно-рефлекторно-серотониновая теории.

Проявления признаков демпинг-синдрома и его выражен­ность зависят от состава, количества и тем­пературы пищи. Причем для каждого кон­кретного больного сочетание этих факторов индивидуально. Наиболее часто синдром развивается после употребления углеводис­той пищи, особенно легкоусвояемых уг­леводов — сладкого чая, компота, меда, картофеля, мучных блюд. У другой группы больных дем­пинг-синдром может возникать в ответ на молоко, творог. Интересно, что иногда больные отмечают бурную реакцию после сладкого чая независимо от количества сахара, в то время, как чай с сахаром «вприкуску» реакции не дает. Так, каша рисовая молочная жидкая дает реакцию, та же каша рассыпчатая принимается больным хорошо. Холодная и го­рячая пища часто провоцируют синдром, пища, близкая по температуре к таковой человеческого тела,— нет. То же касается и количества, объема пищи, съедаемой за один прием. В связи с этим в плане мероприятий, особен­но в плане правильной диетотерапии, осо­бое значение приобретает тщательно собранный анамнез и строгий индивидуальный учет всех непереносимых блюд.

Питание при демпинг-синдроме.

В комплексе лечебных и профилактических мероприя­тий демпинг-синдрома наиболее существенное значение приобретает назначение диетического питания и правиль­ная организация режима работы и отдыха. Соблюдение стро­гой щадящей диеты оправданно только в первые 3—б меся­цев после операции. В дальнейшем рацион надо постепенно расширять, включая более разнообразные блюда.

Подход к диетическому питанию больных демпинг-син­дромом в зависимости от сроков после операции такой же, как при синдроме нарушенного всасывания. Однако имеют­ся и свои особенности. Если тяжесть демпинговых проявле­ний не ослабевает, что обычно является неблагоприятным показателем послеоперационных расстройств, больные на­чинают ограничивать себя в приеме любой пищи. Они теря­ют массу, что приводит к истощению, астении, полностью утрачивают работоспособность. Очень часто тяжелая форма демпинг-синдрома сочетается с другими постгастрорезекционными осложнениями, что резко ухудшает состояние боль­ного.

Учитывая это, при построении диеты необходимо обра­щать внимание на химический состав. Белки даются в физиологической норме. Углеводы должны быть ограниче­ны до 300—350 г, а при тяжелом демпинг-синдроме — до минимума, в некоторых случаях до 100 г, с повышенным содержанием белков и жиров. Однако диету с большим количеством жира больные после операции переносят плохо.

Именно в таких случаях правильные рекомендации мо­гут быть даны больным только после тщательного выясне­ния диетического анамнеза и индивидуальной переносимо­сти отдельных видов пищи

Температура принимаемой пищи также имеет большое значение. При питье горячей и холодной воды у больных с резецированным желудком в ряде случаев наблюдается по­вышение артериального давления и возникновение тахикар­дии. Возможно развитие демпинг-синдрома под влиянием ледяной воды и различных аллергенов. В связи с тем, что в последнее время в проявлении демпинг-синдрома уделя­ется внимание серотониновым реакциям, были сделаны попытки воздействия на последние.

У такого рода больных установлено превращение в се­ротонин 60% триптофана, поступающего в организм с пи­щей (вместо 1—3% у здоровых). Один из путей воздейст­вия на этот механизм — ограничение поступления в организм триптофана. Ряд авторов отмечает, что умерен­ное ограничение содержания в диете триптофана (до 100 мг) благоприятно сказывается на клинической картине заболе­вания. Однако длительное использование этого метода те­рапии нежелательно. Обычно спустя несколько недель вновь нарастают клинические проявления, несмотря на продол­жающееся ограничение поступления триптофана. Более того, такая терапия, как правило, приводит к еще большему ис­тощению больного. Уменьшение содержания в диете трип­тофана обусловливает ограничение поступления как состав­ной части этой аминокислоты в белковые структуры, а также уменьшение ее превращения в никотинамид, что пред­определяет появление пеллагроидных изменений у больно­го. Вот почему этот метод терапии, привлекавший внима­ние исследователей в первые годы, в настоящее время не может быть рекомендован.

Для устранения дистонии вегетативной нервной систе­мы, адаптации нарушенных биохимических систем и восстановления в них функциональ­ного равновесия ряд авторов предлагает дроб­ное питание с повышенным содержанием бел­ка о ограниченным количеством простых углеводов.

Большое значение в борьбе с демпинговыми проявле­ниями имеет правильная организация режима питания. Следует рекомендовать частое питание дробными порция­ми с приемами жидкости в промежутках между едой. Примерное меню на день можно посмотреть здесь. При­нимаемая пища не должна быть слишком горячей или хо­лодной. При возможности после еды больной должен принять горизонтальное положение. При тяжелом демпинг- синдроме может быть рекомендовано значительное огра­ничение жидкости, вплоть до сухоедения, а также прием пищи лежа.

Весьма естественны трудности в организации лечебного питания для больных с демпинг-синдромом в условиях боль­ниц и санаториев. Однако те возможности, которыми рас­полагает врач, используя известные стандартные диеты (1, 4б, 4в, 5) с учетом индивидуальной переносимости блюд и продуктов, все-таки позволяют наладить это лечение. Толь­ко в тех, не столь частых случаях тяжелого демпинг-синдрома, когда обычные схемы оказываются неэффективны­ми, приходится строить индивидуальную диету в рамках свободного меню.

В гастроэнтерологических санаториях эффективность диетотерапии больных демпинг-синдромом достаточно вы­сока. За основу лечебного питания больных этой группы взята диета №5 с повышенным введением белка. Это дости­гается включением белковых блюд в каждый прием пищи — омлетов, отварного мяса, творога, икры и т. д. Углеводы в диете больных ограничиваются мало (лишь за счет легкоусвояемых). Третьи блю­да готовятся на ксилите.

Больным легкой и средней степенью тяжести демпинг-синдрома пища дает­ся непротертая, в рацион включаются салаты, в том числе квашеная капус­та. Больным с тяжелой степенью дем­пинг-синдрома третье блюдо дается спустя 30—40 минут после обеда. При необходимости дробятся первый завтрак и обед.

У больных демпинг-синдромом с пептической язвой ана­стомоза, культи желудка, приводящей или отводящей пет­ли или при выраженном болевом синдроме с сохраненной желудочной секрецией или сопутствующем панкреатите применяется протертый вариант диеты. Иными словами, в условиях организованного питания в санатории делается максимальная попытка индивидуализации проводимой дие­тотерапии рассматриваемой группы больных.

В заключение по данному разделу следует отметить, что больным демпинг-синдромом следует рекомендовать диети­ческую тактику в стиле постепенного перехода к возможно более полноценному питанию, способствующему улучше­нию компенсаторных процессов со стороны других органов пищеварения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Рассказать друзьям о похудении
Добавить комментарий